Советы по написанию сочинения
Как начать?
Как начать?
·
Дать толкование слова.
·
Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.
·
Начать с небольшого рассуждения об актуальности
и жизненности этого этического понятия.
Как связать вступление и аргументы?
Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями
·
Чтобы
подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.
·
Чтобы
доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
·
В
подтверждение сказанного обратимся к тексту и примерам, взятым из
жизни.
Как ввести в сочинение аргументы?
Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится.
Возможно, что ты придумаешь что-то своё.
Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам
о том, что…
Аргумент 2: Размышляя над данным вопросом, хочу рассказать о случае из своей жизни.
Аргумент
1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы
хотелось с примера из прочитанного текста.
Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт.
Что такое аргумент, основанный
на жизненном опыте?
1.
Это обобщение каких-то жизненных фактов:
-
жизненная история, произошедшая с тобой;
-
жизненная история, произошедшая с твоим другом;
- жизненная история, произошедшая
с твоими родителями или их знакомыми.
2.
Это обращение к прочитанной книге, посвящённой
данной теме.
3.
Это обращение к фильму, в котором раскрыта
данная тема.
4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.
4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.
5. Возможно, это будет обращение к какому-то
интересному яркому стихотворению, посвящённому
предложенной тебе теме. В таком случае,
его необходимо процитировать.
Как завершить сочинение?
Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения
работы. Это могут быть различные скрепы.
Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что ...
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что ...
Всё сказанное убеждает нас в том, что …
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: ...
Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что ...
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что ...
Всё сказанное убеждает нас в том, что …
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: ...
Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: ...
Как писать сжатое изложение
Как писать сжатое изложение
1. Прочтите текст.
2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:
а) выясните
лексическое значение непонятных слов;
б)
определите тему текста (о чем текст?).
в) сформулируйте основную мысль (чему учит
текст?).
3.Определите стиль текста (разговорный, научный,
публицистический, научно-публицистический) и тип речи (повествование, описание,
рассуждение). Вспомните особенности построения текста:
а)
повествование – завязка, развитие действия, кульминация, спад и развязка действия;
б) описание – предмет речи и его значимые,
существенные признаки;
в) рассуждение – тезис, аргументы, вывод.
4. Составьте план текста, выделяя микротемы (абзацы)
каждой части и озаглавливая их.
5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для
записи ключевых слов.
6. Прочтите текст во второй раз.
7. Определите способы сокращения текста.
8. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите
их между собой, чтобы получился текст (учитывайте смысловые связи между частями
текста: временные, пространственные и др.).
9. Помните о главном условии: вы должны передать
содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
10. Объём изложения – не менее 70 слов.
11. Пользуясь своими записями, составленным
планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового
варианта сжатого изложения. (Пишите
изложение аккуратно, разборчивым почерком).
12.
Отредактируйте черновик, обращая внимание на:
а)
точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между
предложениями и микротемами текста;
б)
соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;
в)
соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;
г)
соблюдение лексических и грамматических норм;
д)
орфографическое и пунктуационное оформление текста.
13.
Перепишите текст, внимательно проверьте его (3 раза).
Роль
плана
- Раскрывает
содержание текста.
- Отражает
последовательность развития авторской мысли.
- Восстанавливает
в памяти содержание текста.
- Ускоряет
работу над текстом сжатого изложения.
- Помогает
сохранить авторский стиль.
- Организует
самоконтроль.
- Сосредотачивает
внимание на содержании абзацев и текста в целом.
Принципы
составления плана
1) Назывной план (выделение в абзацах опорных слов и
словосочетаний).
2) Вопросный план (постановка
вопроса к каждому абзацу).
3)
Тезисный план (краткий
ответ на вопрос).
Приёмы сжатия текста
1.
Исключение подробностей и деталей.
2.
Обобщение конкретных, единичных явлений.
3.
Упрощение синтаксических структур.
Приём
первый – исключение:
- слов;
- словосочетаний;
-
повторов;
- цитат;
- одного или нескольких синонимов;
-
уточняющих и поясняющих конструкций;
-
фрагментов предложений;
- целых предложений.
Приём
второй – обобщение:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
-
замена слов с менее широким значением словом с более широким значением;
-
замена простых предложений сложными.
Приём
третий – упрощение:
-
слияние нескольких предложений в одно;
-
замена предложения или его части указательным местоимением;
-
замена СПП простым;
- замена
прямой речи косвенной;
- замена
фрагмента предложения синонимичным выражением.
Овладеваем
приёмами компрессии
(сжатие текста)
1. Перестройте сложные предложения в простые,
сохраняя их суть.
а) Философы, то есть древние философы,
первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то
обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям
огорчение своей быстротечностью.
б) Деловой человек наращивает скорости,
внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты
фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в
диктофон, а дефицит времени увеличивается.
в) Не только у него цейтнот* становится всеобщим:
недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы
думать, чтобы не думая постоять в
осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на
стихи, ни на могилы родителей.
г) Самое дорогое, что есть у человека,- это
жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что
самое дорогое - это время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из
часов и минут.
Подберите
ключи:
Цейтнот
становится всеобщим. У делового человека дефицит времени увеличивается. Самое
дорогое - это время, составляющее нашу жизнь. Ценность времени – в его
быстротечности.
2.
Сократите сложное предложение за счёт менее существенной части (найдите
подсказку)
Помню,
как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне
нравилось всё в этой удивительной стране:
и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына
на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите»,
и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не
плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.
3.
Замените фрагменты предложения обобщающими словами
а) Обратите внимание: однородные члены в данном
предложении представлены как вещи,
предметы и материалы.
Мордочка
Микки-Мауса изображена на куртках,
футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях,
пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских
бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве,
жести.
б) Перечисленные фамилии знаменитых людей замените
словосочетанием
Я
родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город
связан с именами Растрелли, Росси,
Кваренги, Захарова, Воронихина.
в) Прочитайте текст, ответьте на вопрос:
В какой атмосфере протекала жизнь семьи Серовых?
Жизнь семьи Серовых была наполнена
художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы
искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты.
Среди них актёры Москвин,
Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов,
Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
(По Г. Арбузову)
г) Многие утверждают, что слушать музыку
дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит
креслами.
4. Исключите повторы и объедините
предложения.
В
Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то
есть тех, кто в дальнейшем просто
вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь
разума и силу духа. Тех, кого непосильная
тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы -
«изобрести».
(Воспользуйтесь
подсказкой, подберите нужные слова)
В Спарте … физически
слабых… хотя среди них могли быть…
5.
Замените прямую речь косвенной, сохранив при этом смысл высказывания.
(Воспользуйтесь
при этом подчинительным союзом что)
Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин -
художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес,
русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет
соперников, он единственный».
6.
Изложите текст одним предложением.
Едва ли
кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его.
Более того, море продолжает звать к себе, оно
является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из
нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым
ритмом движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных
сочетаний цветов, бликов и пятен.
((Воспользуйтесь
подсказкой, подберите нужные слова)
Однажды …, вовек … забыть его невероятную
красоту и ...
7.
Найдите в тексте предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без
ущерба для содержания.
На
протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти
хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний
скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих
хищников всеми способами и средствами. Волков
травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы
против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на
все эти меры, волки продолжают жить. Правда,
во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий
для их жизни.
Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических
условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах
и болотах.
8.
Разделите текст на 2 абзаца и сжато их изложите.
Что надо лесному зверю, зверьку или зверенышу для
зимнего выживания? То же, что и человеку: надежная крыша над головой, удобная,
теплая одежка да приличный запас калорийного корма, которого до
спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких
разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до соседских
кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий
сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают,
надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ
жизни ведут – любой спортсмен позавидует. (90 слов)
9.
Объедините 3 абзаца в один абзац, используя известные приёмы сокращения текста.
Египет
был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна необходимо было
оберегать от нашествий грызунов. Кошек, истребляющих крыс и мышей, египтяне
считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была
кошачья голова.
В Китае
кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты
молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив.
В Японии
хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание
животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить
только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже
приставлять к нему персонального слугу.
10. Сократите тексты, используя разные приёмы
компрессии.
1)Андерсен
умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке
и на каждом шагу. Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо
вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от
ленивых человеческих глаз. (37 слов)
2) Мы ходим по земле, но часто ли нам является в
голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что
находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или даже больше - легли бы
на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много
любопытных вещей. (53 слова)
3) Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из
своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на
сиреневый солдатский султан? Или обломок перламутровой ракушки - такой
крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но
достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же
множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой.
Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее
семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево! (74 слова)
4) В сложной биографии Андерсена нелегко установить
то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки. С раннего
детства его память была полна разных волшебных историй. Но юноша Андерсен долго
считал себя кем угодно - певцом, танцором, декламатором, поэтом, сатириком и
драматургом, но только не сказочником. Несмотря на это, отдаленный голос
сказки давно слышался то в одном, то в
другом из его произведений как звук чуть затронутой, но тотчас же отпущенной
струны. (72 слова)
5) Свободное воображение ловит в окружающей нас
жизни сотни частностей и соединяет их в стройный и мудрый рассказ. Нет ничего,
чем пренебрег бы сказочник, - будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на
пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. Любая мысль - самая
могучая и великолепная - может быть выражена
при дружеском содействии этих скромных вещей. (56 слов)
6) Что толкнуло Андерсена в область сказки? Сам он
говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, «слушая
ее голос», особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии, почти
всегда окутанных неплотным туманом,
дремлющих под слабым мерцанием звезд. Далекий ропот моря, долетавший в чащу
этих лесов, придавал им таинственность.(52слова)
7) Но мы также знаем, что многие свои сказки
Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных праздников, и придавал им
нарядную форму, свойственную елочным украшениям. Этот человек был настоящим
волшебником. (32 слова)
Рассуждаем,
доказываем, делаем выводы
Прочтите
текст и выполните задания.
(1)Пойдём-ка, - неожиданно говорит
дедушка и входит в кусты рододендрона.(2)Куда? – спрашиваю я и, чтобы не
оставаться одному, бегу за ним. (3)Теперь я замечаю, что в зарослях проходит
еле видная тропа. (4)Сразу чувствуется, что это северная сторона. (5)Сумрачно.
(6)Кусты рододендрона здесь особенно жирные, мясистые. (7)В воздухе пахнет
первобытной гнилью, ноги по щиколотку уходят в рыхлую, прохладную землю.
(8)И вдруг среди тёмной, сумрачной листвы,
радуя глаз светлой, весёлой зеленью, высовываются кусты черники. (9)Высокие,
лёгкие кусты щедро обсыпаны чёрными дождинками ягод. (10)Так вот куда меня
дедушка привёл!(11)Дедушка пригибает ближайший куст, стряхивает на ладонь ягоды
и сыплет их в рот. (12)Я тоже стараюсь не отставать. (13)Ягоды такие вкусные,
что я начинаю жадничать. (14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному
не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест. (15)Не успеет общипать
одну ветку, как уже присматривается, ищет глазами другую. (16)И вдруг – цап! –
схватился за ветку, полную ягод.(17)Но вот наконец я чувствую, что больше не
могу, потому что уже такую оскомину набил, что от воздуха больно холодит зубы,
когда открываешь рот. (18)Дедушка тоже, видно, наелся, но теперь зачем-то ломает
ветки черники. - (19)Хватит, -
говорю я дедушке, - мы наелись, пошли.- (20)Подожди-ка, - отвечает дедушка, - хочу
наших угостить. (21)Цепляясь за
кусты, он быстро взбирается на косогор, где много ещё нетронутой черники. (22)Я
тоже наламываю для наших черничные ветки, но мне почему-то завидно, что дедушка
первым вспомнил о них. (23)Пожалуй, я бы совсем не вспомнил… (24)С букетами
черники выбираемся из зарослей. (25)Дедушка привязывает наши букеты к вязанкам
хвороста. (26)После сырого, холодящего ноги северного склона приятно снова
ступать по сухим, мягким листьям. (27)Идти легко, даже весело. (28)Груз почти
не давит на плечо, а возле самого рта играют сверкающие бусинки черники.
(29)Можно языком слизнуть одну-другую, но почему-то пока не хочется…
(По Ф. Искандеру)
К каждому заданию
дано 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Запишите тот ответ,
который, на ваш взгляд, является правильным.
Задание
№ 1.
Какое из высказываний, приведённых ниже,
содержит ответ на вопрос:
«Почему дедушка, собираясь угостить домашних, не требует
от внука, чтобы тот помог ему наломать для этого черники»?
1) Дедушка привык всё делать сам и не
рассчитывает на помощь внука.
2) Дедушка хочет сам угостить всех вкусными
ягодами и не желает, чтобы внук принимал в этом участие.
3) Дедушка, с уважением относясь к внуку,
рассчитывает на то, что тот сам догадается последовать его примеру.
4) Дедушка безразличен к тому, как поступает
внук, и не стремится его воспитывать.
Задание № 2.
Почему герой-рассказчик в какой-то момент считает, что
его дедушка поступает «как маленький»?
1) В этот момент герой-рассказчик считает,
что его дедушка не способен думать о ком-либо, кроме себя.
2) Герой-рассказчик опасается, что дедушка
съест слишком много ягод и ему станет нехорошо.
3) Герой-рассказчик думает, что дедушка ведёт
себя слишком беспечно, забравшись в самую чащу леса.
4) Герою-рассказчику представляется, что
дедушка легкомысленно относится к тому, что губит кусты черники.
Задание № 3.
Как характеризует героя информация,
заключённая в предложениях 22 – 23?
1. Герой-рассказчик не любит своих близких и
потому невнимателен к ним.
2. Герой-рассказчик стремится быть лучше и
способен признавать свои промахи.
3. Герой-рассказчик завистлив и эгоистичен.
4. Герой-рассказчик стремится любыми
средствами добиться превосходства.
Задание № 4.
Объясните, как
вы понимаете смысл заключительных предложений текста:
«Идти легко, даже весело. Груз почти не давит на плечо, а возле самого
рта играют сверкающие бусинки черники. Можно языком слизнуть одну-другую, но
почему-то пока не хочется…»
Приведите два аргумента (доказательства)
из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения (цитирование текста)
Комментариев нет:
Отправить комментарий